Друзья детей – друзья или враги?
Для ребёнка общение с друзьями имеет большое значение. У ребёнка могут быть десятки приятелей. А кто именно останется у него в друзьях, это зависит от многих составляющих: от времени, общей деятельности, да и от семьи.
Для подростков дружба со сверстниками очень важна для их психологического равновесия, чтобы обмениваться эмоциями и ощутить духовное родство. Благодаря дружбе подросток идентифицирует свою половую принадлежность и социальный статус. Правильно ли запрещать дружить своему ребёнку с тем, с кем он хочет? Родитель может выразить свое мнение в качестве пожеланий, рекомендаций ребёнку, но, ни в коем случае, не в качестве приказа. Любой ребёнок, любого возраста нуждается в уважении к своей личности, в т.ч. - к его выбору.
Ребёнок ЕГО выбрал по каким-то причинам. Родитель может видеть в друге что-то другое. Ваша задача – сориентировать ребёнка, не злоупотребляя своей властью, потому что родитель при этом может добиться прямо противоположного результата. Например, обмана, потери доверия подростка. «Запретный плод сладок». Ваш ребёнок расположен к другому ребёнку, ему хочется с ним общаться, поэтому при прямом запрете он будет просто скрывать от вас их общение.
Важно поинтересоваться, а почему ваш ребёнок его выбрал, чем он интересен, какие качества в нём нравятся. Поговорите с ребёнком, обратите на отрицательные стороны того, кто вам не нравится. Поинтересуйтесь, чего тянет ребёнка к нему, т.е., «посмотрите» на положительные его стороны. В итоге ваш ребёнок сам разберётся.
Помните, что на поведение и характер подростка друзья влияют лишь во вторую очередь, тогда как отношения в семье выстраивают первостепенный фундамент. Если родители заложили хорошие правильные основы – они сработают. Важно ребёнка направлять, сопровождать, показывать ему пример самим собой.
Беседуйте с ребенком о тех поступках, которые он и его друзья совершали на улице, обязательно аргументируя выводы. Обязательно учите ребенка правильно реагировать на грубые шутки и насмешки.
Поддерживайте открытый диалог с ребенком, доверительные отношения. Так вы сможете лучше узнать от него самого, что происходит в его жизни, и вовремя предотвратить возможную негативную ситуацию. Пусть ребенок будет уверен в вас и тогда он поделится своими «секретами» и проблемами без страха быть наказанным или осужденным. Быть в курсе событий очень важно, так можно вовремя скорректировать его поведение.
Вмешательство родителей необходимо, если жизнь и здоровье ребенка в опасности. Серьёзную тревогу должны вызвать друзья, которые опасны. Когда над ребенком издеваются или если его контролирует неуравновешенный, агрессивный подросток, или подросток общается с детьми, которые употребляют наркотики. Это действительно предоставляет угрозу. Это серьёзная проблема.
В каких ещё случаях стоит быть предельно настороженным и вмешаться в выбор дружеской компании?
1. Если дружеские отношения серьёзно (глобально) влияют на учёбу.
2. Компания противопоставляется родителям.
3. Под чужим влиянием ребёнок попробовал алкоголь, был замечен в состоянии наркотического опьянения.
- 4.
5. Друзья «подначивают» ребёнка пройти определённый экстремальный ритуал «посвящения» (такие случаи бывают среди подростков, которые пытаются самоутвердиться).
6. В новом кругу общения пропагандируются садистские или аморальные наклонности.
7. Ребёнок, под чужим влиянием, стал замкнутым, агрессивным, совершенно не реагирующим на замечания и советы со стороны взрослых.
Рекомендации
1. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно выбирать детей, с которыми он хочет общаться.
2. Сконцентрируйтесь на самом главном – на сохранении связи с собственным ребенком.
3. Понять, чем именно вам не нравятся приятели ребенка. Они не соответствуют вашим ожиданиям в плане характера, увлечений или образа жизни, или вы переносите на ребенка свои собственные ценности и интересы, игнорируя его личное мнение? Вам остается смириться с выбором ребенка и попытаться наладить с ним более тесный контакт, чтобы понять его точку зрения. Если ребёнок просто стал менее открытым, постоянно избегает откровенных разговоров и старается уединиться, либо провести свободное время с друзьями – то в этом нет ничего страшного, просто он повзрослел. С такими переменами нужно смириться и принять их как должное.
4. Открыто не критиковать друзей Вашего ребенка. Вспомните себя. Вряд ли вам доставляло удовольствие слышать о том, что Ваши друзья не подходят для общения. Никогда не думайте, что авторитет родителей сильнее, чем детская дружба. Чаще разговаривайте с ребенком, тогда он сам сделает правильный выбор.
5. Обратить внимание на свою жизнь и свое поведение. Ничто так не воспитывает, как личный пример. Приложите все усилия для того, чтобы у вас с ребенком были доверительные отношения, участвуйте в его личной жизни.
6. Чаще приглашать к себе домой друзей Вашего ребёнка. Эта компания будет у вас на глазах, Вы будете иметь представление о том, чем вообще занимаются дети, чем интересуются, о чём разговаривают, как проводят время. Во-первых, вы сможете быстро реагировать на происходящее. Во-вторых, вполне может оказаться, что не такие они и плохие – друзья вашего ребенка. Просто со стороны все видится другим.
7. Если друзья ребенка при ближайшем рассмотрении всё-таки вас не устраивают - попробуйте переключить внимание подростка на другой круг общения. Предложите альтернативу: кружок, клуб или спортивную секцию. Возможно, у ребенка завяжутся дружеские отношения в другой среде.
8. Не нужно навязывать своему ребенку дружбу, которая ему не интересна. Друзей поневоле не бывает и это очень важный закон для построения дружеских и искренних отношений.
9. Необходимо взять за аксиому: друзья не портят моего ребенка. Благодаря сверстникам он более полноценно развивается, а какое место занимает ребенок в своем детском обществе, зависит от воспитания. Лучше лишний раз взвесить степень доверия вашего ребенка именно к вам - родителям.
Помните, поскольку вы родитель, то являетесь наиболее влиятельной фигурой в жизни вашего ребенка. Не пытайтесь контролировать его жизнь и дружбу. Слушая, взаимодействуя и поддерживая, вы дадите им навыки самостоятельности и самодостаточности.