Результативность инновационной деятельности при реализации образовательных программ для лиц с ОПФР
(Итоги инновационной деятельности по проекту «Внедрение в образовательный процесс мультимедийного приложения к учебному пособию «Штукатурные работы» для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью по профессии «Штукатур»)
С апреля по май 2014 года состоялся 3-й обобщающий этап инновационной деятельности, в котором были подведены итоги и оформлен итоговый отчёт для предоставления и утверждения консультанту проекта в «РИПО».
В рамках инновационной деятельности проведено анкетирование учащихся для определения преимущества использования ИКТ для лиц с ОПФР, которое оценивало физическое и психическое состояние обучающихся в экспериментальных и контрольной группах , анкетирование педагогов «Использование ИКТ, включая ЭОР, в обучении учащихся с ОПФР»
Анкетирование обучающихся свидетельствует об эффективности использования ЭОР на занятиях по учебному предмету «Специальная технология»: обучающиеся в экспериментальных группах лучше понимают и запоминают материал данного предмета, им нравятся тесты как форма контроля и самоконтроля знаний; занятия с использованием компьютера вызывают больший интерес, а в итоге способствуют тому, что учащимся становится легче, комфортнее и результативнее учиться. Это особенно важно для обучающихся с особенностями психофизического развития. 96,9% учащихся экспериментальных групп считают необходимостью использование электронных учебников при обучении профессии. 67% учащихся стали лучше усваивать материал по предметам профессионального компонента по специальности «Отделочные строительные работы» с использованием ЭОР. На вопрос «Нравятся ли тебе занятия с использованием компьютера?» учащиеся единогласно дали положительный ответ. Ребята считают, что после того, как на занятиях начали использовать компьютер, стало легче учиться (67%), стал более понятен и доступен новый материал (79%), у ребят появилось желание учиться (54,6%), а также они стали более спокойно и увереннее себя чувствовать (45,5%).
Проведён мониторинг успеваемости обучающихся в экспериментальных и контрольной группах. Мониторинг успеваемости показал, что процент качества знаний по учебному предмету «Специальная технология» в экспериментальных группах равен 90%, в контрольной – 80%. Сравнительный анализ показателей контрольных срезов выявил, что по учебному предмету «Специальная технология» учащиеся экспериментальных групп продемонстрировали более результативную динамику - на 9% больше учащихся, успевающих на 7-8 баллов, чем в контрольной.
У учащихся экспериментальных групп, по сравнению с контрольной, выше информационная культура, сформированы базовые умения работы с персональным компьютером, что также немаловажно для адаптации к жизни в современном обществе. Обучающиеся убеждены в необходимости использования электронных учебников при изучении профессии.
Анкетирование педагогов показало их уверенность в целесообразности использования электронных образовательных ресурсов при изучении предметов профессионального компонента по специальности «Отделочные строительные работы» для учащихся с особенностями психофизического развития. Педагоги считают, что использование ЭОР формирует устойчивый интерес к овладению профессией, лучшее усвоение учебного материала, удобную и объективную систему контроля и самоконтроля знаний, снижение утомляемости учащихся.
Изучение и анализ результатов мониторинга в экспериментальных группах показали, что в ходе инновационной деятельности определилась положительная динамика развития уровня профессионального образования учащихся с ОПФР по специальности «Отделочные строительные работы». Использование электронного образовательного ресурса будет способствовать эффективному формированию знаний и умений у обучающихся, что подтверждает целесообразность внедрения ЭОР в образовательный процесс по предметам профессионального компонента учреждений профессионально-технического образования.