Памятка педагогам
по бесконфликтному взаимодействию с учащимися
Напряженные (стрессовые) ситуации педагогической деятельности часто вызывают неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, что чаще всего приводит к конфликтам. Учитывая особенности возникновения конфликтов, важно уметь их не допускать или разрешать, не усугубляя. Для педагога главным является умение контролировать отрицательные эмоции, проявлять эмпатию, теплоту и внимание по отношению к учащимся.
Рекомендации педагогам
по конструктивному взаимодействию с учащимися
1.Никогда не позволять себе оскорблять учащихся, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все на что они способны.
2.Избегать открытой борьбы, так как это усугубит отношения, учитывать особенности характера учащихся, их бурные реакции.
3.Останавливать учащегося спокойно, с невозмутимым лицом, действовать при минимуме слов.
4.Обсуждать поведение учащегося только после его успокоения.
5.Агрессивные учащиеся мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
6.Не разряжать на учащихся свое плохое настроение
7.Искать повод для похвалы, особенно спустя некоторое время после наказания. Учащийся убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
В каком русле будет проходить взаимодействие с окружающими влияет культура диалога.
При высокой культуре диалога меньше возможности, что взаимодействие превратиться в ссору. Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил:
- Восприятие несогласия оппонента как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
- Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
- Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения.
- Контроль эмоциональной тональности спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору. При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
Показатели низкой культуры диалога
Есть действия, высказывания, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. При взаимодействии следует это учитывать, чтоб не доводить ситуацию до конфликта.
- Незаслуженные и унизительные упреки.
- Ругательства, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар».
- Ограничение свободы выражения мнений, в особенности не совпадающих с точкой зрения оппонента («Хватит спорить о бесспорном!).
- Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой Вы умный», «Вам бы лучше помолчать и подумать…»).
- Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).